Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации. В случае нарушения прав потребителей при оказании медицинских услуг, граждане могут воспользоваться механизмом защиты прав потребителей, предусмотренным законодательством.
Основная часть
Права потребителей при оказании медицинских услуг
Закон о защите прав потребителей (далее — ЗоЗПП) распространяет свое действие на отношения, связанные с оказанием медицинских услуг. В соответствии со статьей 40 ЗоЗПП, потребитель имеет право на:
получение полной и достоверной информации о медицинской услуге, включая информацию о ее составе, качестве, назначении и возможных последствиях ее оказания;
выбор врача, медицинской организации и способа оказания медицинской услуги;
отказ от оказания медицинской услуги, если она не соответствует его требованиям;
возмещение вреда, причиненного его здоровью при оказании ему медицинской услуги;
возмещение убытков, причиненных ему в связи с оказанием ему медицинской услуги.
Основные нарушения прав потребителей при оказании медицинских услуг
Наиболее распространенными нарушениями прав потребителей при оказании медицинских услуг являются:
недостоверная информация о медицинской услуге. В соответствии со статьей 10 ЗоЗПП, изготовитель (исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). В случае оказания медицинских услуг, эта информация должна быть предоставлена потребителю в доступной форме, в том числе в виде буклетов, брошюр, памяток и т.д.
ненадлежащее качество медицинской услуги. В соответствии со статьей 469 ГК РФ, работы (услуги) должны быть выполнены надлежащим образом в соответствии с договором подряда (возмездного оказания услуг). В случае оказания медицинских услуг, надлежащее качество означает, что медицинская услуга должна быть оказана своевременно, в полном объеме, с соблюдением всех требований медицинской науки и практики.
неправомерное отключение от оказания медицинской помощи. В соответствии со статьей 11 ЗоЗПП, потребитель не должен подвергаться ущемлению его прав со стороны изготовителя (исполнителя). В случае оказания медицинских услуг, это означает, что потребитель не может быть незаконно отключен от оказания медицинской помощи.
Как защитить свои права при оказании медицинских услуг?
В случае нарушения прав потребителей при оказании медицинских услуг, граждане могут воспользоваться следующими способами защиты своих прав:
досудебное урегулирование спора. В первую очередь, необходимо попытаться урегулировать спор с медицинской организацией в досудебном порядке. Для этого можно обратиться к руководству медицинской организации с претензией. Претензия составляется в письменной форме и должна содержать следующие сведения:
наименование и адрес медицинской организации;
фамилия, имя, отчество потребителя;
суть нарушения прав потребителя;
требования потребителя;
дата составления претензии и подпись потребителя.
обращение в Роспотребнадзор. В случае если досудебное урегулирование спора не принесло результата, потребитель может обратиться в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор является уполномоченным органом по защите прав потребителей. Для обращения в Роспотребнадзор необходимо составить заявление, в котором необходимо указать следующие сведения:
наименование и адрес медицинской организации;
фамилия, имя, отчество потребителя;
суть нарушения прав потребителя;
требования потребителя.
обращение в суд. В случае если обращение в Роспотребнадзор не принесло результата, потребитель может обратиться в суд. Для обращения в суд необходимо составить исковое заявление, в котором необходимо указать следующие сведения:
наименование и адрес медицинской организации;
фамилия, имя, отчество потребителя; **суть нарушения прав потребителя;
требования потребителя;
цена иска (если заявлено требование о возмещении убытков).
Заключение
Каждый человек имеет право на защиту своих прав при оказании медицинских услуг. В случае нарушения этих прав, граждане могут воспользоваться механизмом защиты прав потребителей, предусмотренным законодательством.